Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Как все запущено: секреты эффективного обучения на расстоянии больше двух метров

В современном мире обучение – процесс пожизненный.

Привычный формат очного обучения, когда нужно было находиться в определенном месте в определенное время, стал невозможным из-за пандемии COVID-19. Люди, традиционно работающие лицом к лицу, теперь работают из дома, а обучающие курсы и программы перекочевали из очного формата в дистанционный. 

Теперь удаленные работа и обучение перестали быть тенденцией. Они здесь, чтобы остаться, а с ними и необходимость постоянного совершенствования своих знаний, навыков, умения организовывать свою жизнь по-новому. Для Cleverics дистанционный формат не стал чем-то новым. Мы проводили и проводим вебинары, дистанционные курсы, публикуем свои статьи, организовываем дискуссии и отвечаем на вопросы, используя возможности интернета.

Если вы собираетесь перейти или уже перешли от традиционных занятий к онлайн, то наверняка знаете: дистанционное обучение — это не то же самое, что обучение в аудитории. Дискуссии, взаимодействие с преподавателями и групповые упражнения ставят новые задачи, как перед организаторами, так и перед участниками учебного процесса. Артем Мукосеев в своей заметке уже поднимал вопросы вовлеченности слушателей на курсе, хотелось бы продолжить дискуссию и ответить на вопрос:

Как получить максимальную пользу от онлайн курса?

Подготовка к дистанционному обучению.

  • Получите от наших менеджеров подтверждение об участии в курсе с указанием ссылки на платформу проведения мероприятия.
  • Проверьте свое техническое оснащение: обязательное наличие работоспособных вебкамеры, микрофона (гарнитуры), динамиков, Flash Player. Проведите онлайн тестирование соединения, чтобы убедиться, что антивирусное ПО или установленные политики не блокируют соединение для участия в курсе.

Дистанционное обучение.

  • Цель и результат. Ценность от обучения будет в том случае, если ясно определена цель, есть осознание, каких результатов нужно достичь, чтобы добиться успеха. Поставьте перед собой цель, распишите все преимущества от обучения, которые в итоге окажутся в ваших руках. Отнеситесь к обучению серьезно, ответьте себе на вопрос: зачем вам это? Не превращайте учебу во времяпровождение, чтобы скрасить повседневность.
  • Вопросы. Не игнорируйте возникающие вопросы. Не бойтесь обращаться за разъяснениями по поводу непонятного вам контента или заданий. Любые вопросы приветствуются! Не бывает “глупых” вопросов. Если непонятны какие-то термины, не уловили суть какой-то концепции или упустили момент, когда рассказывали что-то важное, спрашивайте, не откладывая на потом. Записывайте все свои вопросы и обязательно разберись со всем, что было непонятно.
  • Рабочее место и инструменты. Для полноценного дистанционного обучения должны быть все условия: рабочий стол, удобный стул и правильное освещение. Не стоит воспринимать обучение лежа в кровати или развалившись в большом кресле. Включенная вебкамера и микрофон, наличие тетради или блокнота помогают существенно повысить усвоение материалов курса.
  • Практические упражнения. Несмотря на дистанционный формат обучения, на курсе придется работать в командах, выполняя групповые задания и упражнения. Командная работа онлайн может быть как полезной, так и сложной. Поддерживайте открытое и активное общение с членами команды и помните, что у них тоже есть свое мнение и оно может отличаться от вашего. Постарайтесь оставаться гибкими, но организованными. Для оформления и изложения варианта ответа используйте Word, Excel, Visio.

Групповая работа помогает разобрать несколько кейсов. Ведь одно дело слушать материал в изложении преподавателя, когда все вроде бы понятно, а другое дело приводить свои примеры. Вот здесь-то и возникают нюансы. Это, как смотреть футбол по телевизору, сидя на диване, или выйти и самому сыграть на поле. Не отсиживайтесь в стороне, участвуйте! Ваша активность на занятии – ваш вклад в усвоение материала. Задействуйте все каналы восприятия информации: визуальный, аудиальный и кинестетический.

  • Проверка знаний. Суть обучения в том, чтобы профессионалы и знатоки своего дела не только делились своими знаниями, но также были в состоянии помочь вам, если что-то пошло не так. Выполняйте тестовые задания, они помогут вам оценить качество усвоенного материала, а не пропускать информацию мимо ушей. Не стесняйтесь делать ошибки. Ошибка – это возможность научиться. Не пытайтесь угадать правильный ответ на заданный вопрос, или “выкрутиться”, доказывая свои знания, если в них остался пробел. Вам не ставят оценки! Задавайте вопросы, постарайтесь разобраться в теме до полного понимания. Позвольте себе изменить свое мнение, если в процессе обучения новая информация меняет ваши стереотипы.
  • Раздражители. Вам повезло, если во время занятий вам никто не мешает и ничто не отвлекает от обучения, но это большая редкость. Если вокруг все же крутится огромное количество раздражителей, постарайтесь этот вопрос как-то решить. Это касается мобильного телефона, виртуальных переписок, социальных сетей и оповещений компьютера. Сосредоточьтесь на обучении, не дайте вас отвлечь от приобретения знаний. Это нужно в первую очередь вам.
  • Регулярность. Если вы хотите преуспеть в обучении – занимайтесь этим регулярно. Не разрешайте себе себя обманывать, изображая обучение, ни в коем случае не позволяйте себе лениться. Если есть четкое расписание или распорядок, следуйте ему, не опаздывайте на занятие, будьте обязательными и у вас все получится.
  • Обратная связь и награда. После пройденного курса не забудьте поделиться впечатлениями, дайте обратную связь. Не ограничивайтесь фразами: “Все было ОК” или “Норм”. Найдите слова для тренера, ведь он их находил для вас на протяжении всего курса. Это ведь тоже часть нашей культуры совместного взаимодействия в учебном процессе. Если есть идеи, как сделать наши курсы лучше – не держите их в себе, поделитесь. Нам важно ваше мнение и оценка нашей работы. Обязательно похвалите и поощрите себя за определенные заслуги и усилия. Подумайте, чем вы себя наградите или порадуете за успешно сданный тест или пройденный курс. Радуйте себя и благодарите, сделайте обучение приятным.

Надеюсь, что мои наблюдения и рекомендации будут полезны тем, кто только начинает или уже занимается дистанционно. Может быть я что-то упустил? Оставляйте свои комментарии ниже!

Комментариев: 5

  • Юрий

    Учитывая, что флэш плеер ныне практически исчез, и кроме IE я так с налету и не вспомню, кто его еще держит, планируется ли переезд на HTML5, который поддерживают все современные браузеры?

    • Юрий, Flash Player еще используется на платформе Мираполиса, именно из этих соображений о нем упомянул в статье.

    • Навскидку Firefox, Chrome поддерживают. Можно, например, здесь глянуть инструкцию, если не получается.
      А так, да, жизненный цикл технологии заканчивается. Но как минимум один из инструментов, из нашего арсенала эту технологию использует. И пока инструмент работает, почему бы его не использовать?
      В более общем виде рекомендация сводится к тому, что перед началом обучения имеет смысл убедиться в том, что и аппаратная и программная конфигурация достаточны (мы присылаем более подробное описание перед каждым курсом). Также здорово было бы убедиться в том, что прочие конфигурации тоже готовы. Например, соседский перфоратор приведён в соответствие… Ну, и домашние морально готовы 😊
      Если серьёзно, то наличие рабочего места, за которым удобно не только смотреть и слушать, но также писать, рисовать, общаться вживую по видеосвязи с коллегами.

  • Алексей

    Добрый день!
    Подходы верные и близкие. Хочу развить статью двумя тезисами:
    1) есть мнение, что дистант только для мотивированных обучающихся (вне зависимости от возраста – от школы до повышения квалификации)
    2) многие стали пытаться перенести классно-урочную систему в дистант, что в корне не верно. какие форматы организации работы можете предложить?

    • Алексей, спасибо за дополнение.
      Все верно: 1) Дистанционное обучение (как, впрочем, и не дистанционное) для мотивированных обучающихся. Процесс обучения – двусторонний. Здесь причинить непоправимую пользу обучением не получится, если обучающийся в процессе не участвует (не мотивирован).
      2) А что значит “многие стали пытаться перенести классно-урочную систему в дистант?” Если Вы имели ввиду вариант “лекции” (учитель – вещает, а ученики слушают), то мы “ЗА” интерактив, а не пассивное слушание. Работа в группах, обсуждения, решение кейсов, контроль усвоения материала. Чем больше вовлеченность, тем выше результат от обучения. Мы не ограничиваемся пересказываем книжек лучших практик, всегда хочется выйти за рамки, дать больше информации, примеров, поделиться своим опытом и знаниями, а также “приземлить” знания на повседневность и применимость в работе.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM